Исследовательские работы учеников

Кто-то дошел до конца,

Кто-то – до сути,

А кто-то едва до порога….

Кто-то мечтает все знать!

Кто-то  - не знать ничего…

А кто-то узнать хоть что-то…

 

Кто они – юные исследователи? О чем думают? О чем мечтают? Что хотят узнать и какие тайны постичь? Это всего лишь шестиклассники, знакомьтесь.

Лиза Калинина исследует возможности танца как универсального средства общения. Материал исследования – встречи с танцорами, хореографами, книги, видеоролики. Что она ищет? Она ищет подтверждение выдвинутой гипотезе о том, что язык – не единственное средство общения. 

А вот Екатерина Огрызкова, лауреат краевого конкурса «Озарение- 2014».  Председатель жюри, профессор алтайского университета, сразу встала, лишь только Катя начала рассказывать про свое исследование «Почему люди говорят по-разному?». Екатерине, пятикласснице Бийского лицея, сразу предложили сотрудничество с филологическим факультетом. Как вам? А что  в этом году? Не угадаете…Катя ищет языковые следы, «пометы» в художественной литературе древнего представления славян о летоисчислении.

Сосредоточенный взгляд  Софьи Глазыриной…В прошлом году она исследовала средства создания образа  литературного героя нескольких  писателей. Мы были просто уверенны, что ведущее средство – это портрет. А вот и нет…  Пятиклассники выделили главную характеристику героя – это его поступки.  Меняется наш мир, и нам есть, чему учиться у них – у детей. В этом году сначала привлекла Софью тема о сохранности нашего русского языка, она уже прочитала книги К.И.Чуковского «Живой как жизнь», Корнгауза «Русский язык на грани истерики»,  и остановилась. Еще не время, еще рано. И начала заново исследование, поставив задачу и проще, и сложнее. Ее проект называется «Вкусные заимствования города Бийска». Этому исследователю хочется узнать, как быстро осваивают бийчане заимствованные слова, заморские сладости. Объект исследования – название выпечки, восточных сладостей, конечно же, конфет!

Ольга Холоимова, интересная ученица, основательный маленький ученый. Будучи левшой, изучает леворуких учеников своей параллели. Их 7, но уже на первом этапе ей стало ясно – среди массы шестиклассников значительная часть – переученные левши. Исследование идет, изучаются почерки, характерные ошибки, содержимое портфелей, внешний вид. Приглашенных на занятие по проектам ждет моторная проба, корректурная проба, рисование обеими руками сразу.

А вот и Юля Власенко, не любит русский язык, ее влечет математика, но к нам все равно присоединилась, уж очень у нас интересно. Мы выбрали тему «Системы исчисления», начали читать, знакомиться, решать, составили уже анкету для 6 и 11 классов.  А вы знаете, почему на вашем циферблате цифр 12, а часов в сутках 24, а секунд 60? Вот и мы о том же….А знаете, что числительное «десять» пришло из Индии? Наше славянское числительное - «новять», мы считали девятками,  а не десятками. «Ну и что дальше?» - спросите вы? А дальше все интересно! Самая удобная система счисления – 16. На этой системе работают наши компьютеры, благодаря этой системе мы получаем цвета необыкновенных оттенков.  Не знаю, смогу ли довести Юлю до конечного результата, ведь я не математик, но тот опыт общения, в которое девочка погружается, работая с нами – бесценен. Ведь мир – это не набор наук, это мир в его единстве разнообразия: цифры, история, язык, человек.

Есть у нас и парный проект, совсем необычный. Александра Румянцева и София Селянина – дружили в детском саду, соединились в пару вновь, чтобы исследовать причину небывалой популярности фильмов японского режиссера Хаяло Миядзаки. София – интересный художник, Александра  - удивительный вокалист, чтобы получить опыт в исследовательской работе, девочки сначала обращают свои взоры к тому, что интересно, что трогает сердце.  Они возьмут два фильма, раскадруют их, разложат звуковой ряд. Попытаются найти закономерность, повторят сами, и, если получится также интересно, значит выбранные методы анализа выбраны верно. Все просто. Фильм только они создадут сами, София нарисует, Александра озвучит…Приходите, приглашаем!

Всегда терпелива и даже упряма  – Кристина Маркова. Уже второй год неизменно твердит: « Хочу исследовать Серебряный век русской поэзии». Ну что тут скажешь? Пробуй.  Да, рано, да, не по возрасту…А вы в глаза ребенку загляните, попробуйте осознать, каков уровень творчества и интеллекта…Это очень сложно. Поскольку основное правило – ограничений не может быть – пробуем то, что нравится. Ахматова, Бальмонт, Маяковский – их стихи под пристальным вниманием маленького человечка, мечтающего сказать свое, пусть не новое, но свое слово в литературе. Удачи, Кристина!

Когда в кабинет тихо заходят девочки с блокнотами, всегда ждешь чего-то нового, удивительного. Ведь они столько уже узнали, увидели. Обсуждают, делятся, спорят, в глазах – огонь и радость. Они заняты настоящим делом. Сами выбирают свой путь, попутчика, средства, литературу и шагают маленькими шажочками… Получается.

 

 

Учитель русского языка и литературы Бийского лицея-интерната Алтайского края  Дружбина-Ходос Марина Владимировна.

Глазырина Софья
Огрызкова Екатерина
Ольга Холоимова
Румянцева Александра 
 Косолапова Елизавета

Звоните:

+7-960-963-09-65

 

Пишите:

Hodos18@mail.ru

© Дружбина-Ходос Марина Владимировна